Недавний пост "Прогностика и политика" подвиг на следующее:
Пророчества и политика
Широко
распространенный сегодня жанр социально-политических прогнозов многие
до сих пор полагают футурологией. Однако это серьезное заблуждение.
Прежде всего, потому, что текущие и среднесрочные политические события
принципиально непредсказуемы из-за их стопроцентной зависимости от
«человеческого фактора». Никто, никогда и нигде не может точно
предсказать – «выберут, не выберут», «свергнут, не свергнут», и уж тем
более – «застрелят, не застрелят», упадет самолет с правительственной
делегацией или нет. Это не сегодняшнее «открытие». Еще Черчилль писал,
что прогнозирующий политические события «должен уметь предсказать, что
произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом
объяснить, почему этого не произошло». Сегодня, правда, объяснениями
никто уже и не утруждается. Некогда.
…Типичный современный
политпрогноз это либо попытка автора обратить на себя взор политических
сил, показать некую свою значимость и либо просто способ присутствия в
медийном пространстве путем возбуждения фантазии у «пикейных жилетов»,
любителей посудачить на досуге на политические темы. Ну, и, разумеется,
это один из способов политического давления. Гадалкам известно – лучший
способ привлечь клиента это напугать. Не удивительно, что 99 процентов
политпредсказаний написаны в стиле «алармизм», «катастрофизм»,
«апокалипсизм», «металл-хоррор», «тихий ужас» и «полный пипец» и больше
всего напоминают наброски для Голливуда.
Однако
главная беда политпрогнозирования, с точки зрения предсказательной
ценности, все же не в тайных целях, а в отмеченной ранее их полной
предсказательной несостоятельности. Попасть в чем-то в «яблочко» такие
прогнозы, конечно, могут, как в тотализаторе, но с равной вероятностью
могут попасть и в «молоко». Не удивительно, что реальные политики
предпочитают действовать по своим планам, а не читать чужие гадания на
кофейной гуще.
…Разумеется, существует и доброкачественная
политическая аналитика. Как и всего хорошего таких работ немного. Их не
трудно отличить от развлекательно-занимательной политологии: в них нет
запугивания и попыток навеять на потребителя леденящий ужас.
…Читателям
полит кошмаров стоит пожелать крепкого психического здоровья, личного
мужества и осознания того, что мир никогда не был, не есть и не будет
идеальным. Жизнь это конечно «ужас», но все же не «ужас, ужас, ужас». А
авторам таких предсказаний стоит пожелать ежедневного, ежеминутного
осознания, что они занимаются чем угодно, но только не футурологией.
Политики и футурология
Футурологическое
(социальное, или шире – гуманитарное) прогнозирование принципиально
отличается от политического тем, что оно имеет дело с глобальными
метаисторическими, цивилизационными процессами, для которых случайности
«человеческого фактора» и текущие политические флуктуации в принципе не
существенны.
Но тут в отношениях с политиками другие «беды».
Во-первых, футурологических моделей по определению не может быть много,
их нельзя печь как пироги ведь будущее бывает только одно. Последним
таким прогнозом был, пожалуй, «Конец истории» Р. Фукуямы, довольно
быстро опровергнутый.
…Во-вторых, футуропрогнозы не касаются
сиюминутных проблем, а значит, не слишком интересуют действующих
политиков, загруженных текучкой. Привлечь их внимание к каким-то «сильно
будущим» идеям задача непростая. Впрочем, после поучительных историй с
развитием с ракетостроения, космонавтики, ядерной энергетики и других
технико-футурологических идей понимание необходимости «заглядывать за
горизонт», в принципе, у крупных политиков прослеживается. Но здесь
существуют уже чисто человеческие проблемы возможной глубины
проникновения в идеи, уровня образованности и т.д.. Как сегодня отмечают
тот же президент Клинтон, автор известной американской
Нанотехнологической инициативы, не слишком понимал суть проблемы, что, в
прочем, только делает честь его интуиции. Можно сказать, что
футурология это «расширитель горизонтов» для тех, кто должен принимать
серьезные решения.
…Особое место в научной футурологии занимают
исследования тенденций. Это, как правило, не создание отдельных
футуромоделей, но весьма важный и полезный анализ определенных
социальных тенденций, например влияния на отдельные стороны жизни
интернета, новых форм массмедиа, связи политики (демократии) и новых
технологий и т.д. Интересно, что в большинстве случаев эти исследования
также связаны с технологическими достижениями. Ценность таких
исследований, кроме прочего в том, что они также расширяют «горизонты»
видения мира, а также обладают определенным предсказательным
потенциалом. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Футурология и идеология
…Впрочем,
«великая сила и мощь» истинных футурологических идей в том, что они
развиваются и безотносительно степени внимания к ним власть предержащих.
Их реализация начинается, как только они становятся идеологией, т.е.
захватывают внимание определенного, ключевого для них круга людей.
…Тут важно отметить, три факта:
1.
Новая футурологическая теория всегда содержит в себе зачатки новой
идеологии, т.е. новых, до этого не озвученных идей в развитии
человечества. (В отличие от политпредсказаний, которые всегда
представляют собой спекуляции на темы уже существующих форм, связей,
общественных отношений и т.д.).
2. Футурологические модели всегда связаны с новыми технологическими (в широком и узком смысле этого слова) идеями.
3. Движителем предсказываемых событий всегда является какая-либо человеческая потребность.
Поясним
примерами. Футурологическая теория Маркса с одной стороны основывалась
на предположении, что индустриальное (техническое) производство будет и
дальше развиваться. А с другой она опиралась на необходимость
удовлетворения извечной человеческой потребности в «справедливости».
Будучи, по сути, не чем иным, как лишь идеей (технологией) о новом
способе распределения благ, она стала идеологией для ключевых в
определенный период политических фигур и прослоек.
Современная
космонавтика родилась, как известно не из идеи ракетного движения,
известной уже тысячи лет. Она родилась из мысли о возможности полетов на
иные космические тела (вспомним «Из пушки на Луну» Ж. Верна) и из
потребности удовлетворения природной любознательности человека. А затем,
через футурологические (научные и не очень научные) фантастические
произведения стала идеологией для некоторых людей. Примечательно, что
все первопроходцы ракетостроения в своих воспоминаниях (Годдард (США),
Циолковский, Оберт (Германия)) в своих воспоминаниях писали, что толчком
к их занятиям ракетостроением была идея космических путешествий,
которая стала их идеологией.
…Кстати, выход в космос это событие
метаисторическое. Как любое цивилизационное событие оно было неизбежно и
никак не завесило от происходивших исторических коллизий. Ракетная
техника разрабатывалась и в России, и в Америке, и в Германии и в других
странах, в совершенно разных политических реалиях. Происходили
революции, войны, сменялись правители, но метаистория тихо незаметно
двигалась вперед и реализовывалась. Так происходит и сейчас. Футурологу
нужно лишь понять это движение.
…Наверное, суммируя, будет верно
сказать, что «хорошая» футурологическая теория всегда содержит в себе
зачатки некоей новой идеологии.
Поствитализм – новая идеология?
В этой связи, интересно задаться вопросом – содержит ли футурологическая теория поствитализма, которой мы занимаемся, элементы некоей идеологии? Может ли технологическое бессмертие, основная движущая сила идеи поствитализма претендовать на роль идеологии? Вне всякого сомнения. Перед возможностью «не умирать», не исчезать бесследно, бледнеют все ценности мира – деньги, власть, удовольствия, слава. Если все предыдущее развитие человечества можно свести к реализации одной потребности – хорошо жить, и обильно кушать, то в некотором смысле эта цель реализована. Именно этому служат и технологии и политические системы (тоже, технологии). Но решив эту грандиозную (биологическую) задачу мы уже видим новую, еще более грандиозную – бессмертие. Сегодня мы зациклены на идеологиях политического типа, коммунизм, капитализм, на мифологемах о демократии, свободе, единении, разъединении, либерализме и т.д. и т.п. которые уже становится бременем, да и никогда, по объективным причинам, не достижимы полностью. (Разумеется, это не означает, что они плохи сами по себе). Многие сегодня еще пытаются искать новую идеологию, новую нацидею в попытках скомбинировать что-то из старых идеологий. Но новое это всегда совсем новое, а не перелицованное старое. Нужно только понять, что возможны иные цели, совершенно отличающиеся от сегодняшних.
…Развивая тему поствитализма, мы усматриваем в сегодняшних ростках новых технологий, прежде всего био-нано-технологий, возможность огромного метаисторического шага в развитии разумной земной жизни, в переходе ее от природной биологической основы (виты), на «рукотворную», более защищенную, более отвечающую нашим потребностям, технологическую поствитальную основу.
В общих чертах можно согласиться. Но вот по деталям - вопросы. Был бы прогноз года, эдак 1935-го о грядущей мировой войне - тупым ала рмизмом? Те же марксисты великолепно предсказали первую мировую войну.
Я это к тому, что зведное небо над головой не отменяет булыжников под ногами. Будущее наступит, но ведь в этом будущем надо заранее готовить для себя место. Иначе ведь могут и не взять;)