Сегодня нам известна единственная форма «жизни» (лат. vita) – это природный феномен жизни биологической. Ее основные признаки это органическая, белковая основа, способность приспосабливаться к внешней среде через механизмы смены поколений, тенденции эволюционирования в сторону усложнения «живых конструкций» и т.д. Несмотря на многообразие внешних форм, ее внутренняя структура и набор химических составляющих строго детерминирован. Даже тогда, когда ставится вопрос о возможных вариациях химического состава «жизни», подразумевается идентичность всех остальных ее признаков.
Возникновение принципиально иных форм «природной жизни» в земных условиях представляется настолько нереальной, что никогда ранее всерьез не обсуждалась, прежде всего, потому, что эта ситуация представляется многим незыблемой, навеки замороженной. И с этим трудно не согласится, по крайней мере, исходя из того, что довольно длительная история нашей планеты не дает никаких поводов для этого.
За одним, правда, исключением: это не относится к особой форме существования белковых тел – жизни разумной. До сегодняшнего дня самый высокоразвитый представитель разумной жизни на земле, человек, продолжая полностью подчиняться общим законам биологии, сумел резко выделиться в образе жизни социальном, создав то, что мы называем цивилизацией. Причиной этого планетарного явления стало возникновение одного относительно нового биологического свойства – интеллекта. Будучи результатом эволюционного усложнения организмов, он постепенно достиг уровня, после которого получил право называться «разумом». (Сегодня «разум» присущ только виду хомо. Однако, как известно, интеллект в различной степени наблюдается и у представителей других видов, а у вымерших неандертальцев, биологически отличных от человека, уровень разумности был весьма близок к разумности представителей вида хомо того времени.
Возникновение цивилизации, со всеми ее атрибутами, позволила создать систему постоянного накопления знаний и прогресса в науках и технологиях. И к сегодняшнему моменту позволило нам уже весьма значительно углубиться, в том числе, и в понимании природы самой биологической жизни, феномена которой мы сами и являемся. Вряд ли кто станет спорить, что такое углубление продолжится и, в конце концов, приведет к самому широкому (и эффективному) вмешательству в жизненные процессы. Сегодня растет число людей, согласных с тем, что человек не ограничится при этом лишь медицинскими целями, но самым решительным образом возьмется за усовершенствование своего биоорганизма, вплоть его до полной переделки. Перефразируя известную сентенцию Циолковского, можно сказать, что-то типа – «человеческое тело колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели». До определенного времени знания и технологии накопленные позволяли человеку переделывать мир вокруг себя, но рано или поздно, когда позволят знания и накопленная сумма технологий он возьмется и за переделку себя изнутри. И сегодня мы вплотную подошли к полному пониманию основ жизни, как нанотехнологических природных процессов. Произнеся слово «нанотехнологии» мы тем самым сделали уже, может быть для многих и еще неосознанно, первый шаг к прекращению давления над нашим видовым существованием только законов природы и эволюции. Мы сами становимся фактором метаэволюции жизни, сами скоро станем способны творить ее новые, небиологические формы.
Эта уверенность, разделяемая, повторюсь, уже довольно многими аналитиками, приводит нас, в том числе, и к необходимости введения новые понятий, новой терминологии. Поскольку речь идет о новых формах существования разума, новой «жизни» мне представляется называть это направление (научной) футурологии поствитализмом (термин, как ни удивительно еще никем не «приватизированный») – что-то вроде существования разума в «новой жизни». При этом эту новую форму существования разума лишь по привычке можно будет назвать «жизнью», ведь практически по всем показателям она будет отличаться от того, что мы понимаем под этим словом сегодня. Понятие поствитализма, «послежизния», необходимо, так же и для того, что бы отличать его от известных иррационализмов типа «жизни-после-смерти».
И еще о терминологии…
Многие аналитики, в целом разделяя идею коренного вмешательства в эволюцию человека технологическими методами, ошибочно пытаются применить к будущим технологическими формам существования разумной жизни термины типа «пост-человек» и т.д. Это весьма некорректно. Ведь если можно, при определенных условиях еще можно называть человека «пост-обезьяной» в силу огромного числа общего через историческую связь, то, например, бабочку назвать пост-куколкой невозможно, это совсем иное, это бабочка, несмотря на происхождение. Еще пример - мы не можем назвать паровох "пост-лошадью", хотя исторически они следуют одно за другим, и выполняют одни функции, перевозку людей и грузов. Принципиальной особенность скачка от биологической формы существования разума к технологической, о чем я писал еще в своей работе «Nano Sapiens…», будет его неэволюционность – т.е. полная потеря каких-либо морфологических признаков, передающихся от «предков» «потомкам». Позволю себе вольную цитату из упомянутой монографии – «у человека и Nano Sapiens не будет совершенно ничего общего, кроме умения мыслить». Это момент принципиальный, особенно для тех, кто надеется увидеть в будущем некоего улучшенного красавца-человека. Женщины вряд ли его полюбят, т.к. он, по некоторым остроумным выражениям, будет скорее уж будет «похож на студень», чем на человека. Иными словами вряд ли он вообще будет иметь то, что мы сегодня без чего мы сегодня не представляем человека – некую форму. Впрочем, понимание возможности у чего-то отсутствия формы не так уж и сложно, если вспомнить о том, что например компьютерная программа, вещь зачастую весьма полезная и разумная, не имеет никакой формы, а ее внешнее проявления на экране компьютера лишь дань необходимость из-за наших природных особенностей – невозможности общаться на формальном уровне.
Термин же поствитализм отвечает требованиям – он говорит о явлении, которое в известной мере все же наследует признаки биологической разумной жизни - разум.
В. Кишинец,
19.12.2010.
19.12.2010.
Кроме того требуется:
1) Уточнить различие между "поствитальной реальностью", и якобы сменяющей жизнь самоуправляемой техносферой, о которой писали фантасты прошлого (например, Лем в "Непобедимом").
2) Ввести критерий, отличающий жизнь от неожизни. Насколько я понял, ты, скорее склоняешься к химическому критерию (белковая подоснова).